Назад Домашняя Наверх

        

 

Еженедельник Йошкар-Ола

№28 (654) от 16 июля 2003 года

СНАЧАЛА ДИАГНОСТИКА, ПОТОМ ЛЕЧЕНИЕ

В этом году многие вузы страны принимают от абитуриентов результаты единого государственного экзамена (ЕГЭ). В июне ЕГЭ сдали 650 тысяч российских выпускников из 47 регионов. О том, каковы итоги прошедших испытаний и какие выявлены трудности, рассказал на прошедшей 2 июля в Министерстве образования Интернет-пресс-конференции министр образования РФ Владимир Филиппов.

Прежде всего министр отметил, что особых всплесков в плане оценок, по сравнению с прошлым годом, не произошло. И это несмотря на то, что в 2002 году в эксперименте принимало участие намного меньше детей — 300 тысяч из 16 субъектов Федерации. Министр привел сравнительные данные: «двойки» по химии были в прошлом году у 11,9% выпускников. В этом году «двоек» — 14,3%. «Пятерок» было 9,4 %, а стало — 11,1. Как видите, больше как хороших, так и плохих отметок. Та же ситуация с математикой. В прошлом году по математике «двоек» было 11,8%, в этом — 14,1, «пятерок» — 8,7 % и 11,4% соответственно.

«А вот по русскому языку, видимо, задание стало сложнее», — считает министр. В прошлом году «пару» по русскому «схлопотали» 3,8 % выпускников, а в этом — 8,3. «Пятерки» получили 7% прошлогодних и 5,5% выпускников — 2003. «Эти данные, различающиеся на 1-1,5%, трудно сопоставлять. Это говорит о том, что все идет по тому плану эксперимента, который мы и намечали», — сказал министр.

Главный итог единого экзамена — 2003, по мнению Филиппова, не cтолько в оценках, сколько в полученном богатом материале для обсуждения на традиционных августовских педсоветах. Регионы и города теперь знают, где как преподаются отдельные предметы.

«Недавно мне позвонил губернатор Сахалинской области Игорь Фархутдинов, — рассказывает Владимир Филиппов. — Он поделился со мной своими впечатлениями: «Держу в руках данные ЕГЭ и вижу все как на ладони. Никогда бы не подумал, что лучше всех на Сахалине сдадут математику выпускники гуманитарной гимназии!»

Действительно, все зависит от конкретного учителя, а не от того, какая вывеска висит на дверях школы. Что уж тут поделать — много у нас «липовых» спецшкол... Их директора сейчас волнуются — и правильно делают. Через несколько лет никто не пойдет в «английскую» школу, где выпускники сдают ЕГЭ по иностранному языку на «тройки» или с минимальным отрывом от соседней «обычной».

Это как в медицине: сначала диагностика, а потом уже лечение. Если ЕГЭ показывает, к примеру, что у большинства учащихся проблемы с логарифмами, то это руководство к действию для институтов повышения квалификации учителей. Может быть, методика преподавания этой темы требует совершенствования? А может быть, на пресловутые логарифмы надо добавить часов?

ЕГЭ — словно независимая экспертиза знаний. Его ведь принимает не тот, кто учит. Тогда как при традиционной системе аттестации учитель ставит отметку самому себе, за свой труд. Получаются совершенно разные по весу «четверки», полученные у «Марии Ивановны» и «Натальи Петровны».

Цель эксперимента — не только создать объективный механизм работы учителя, школы, но и чисто технические моменты отработать. Пока накладки есть, этого в Минобразе не скрывают: эксперимент на то и эксперимент. Для того чтобы к началу июля все выпускники имели на руках сертификаты о сдаче ЕГЭ, их планируется проводить сразу после майских праздников. Предстоит тщательно продумать вопрос доставки к месту проведения ЕГЭ детей и экзаменаторов. В прошлом году, например, немало проблем при проведении 25 мая ЕГЭ в Томской области создало половодье, в этом году министр лично общался с калужским школьником, который жаловался, что для полного ответа на творческую часть у него попросту не хватило бумаги...

Всех сложностей и неувязок, конечно, не предугадаешь, но надо стараться. Главное, по словам министра, то, что «не выявлено ни одной принципиальной проблемы, которая не давала бы работать системе ЕГЭ».

На будущий год число регионов, участвующих в эксперименте, возрастет до 57, а в 2005-м ЕГЭ станет обязательной формой аттестации для всех выпускников. Отбирать абитуриентов по итогам ЕГЭ и без предметных комиссий будут все вузы страны.

Многие родители волнуются: как это все будет? Рассказываем. Ребята, сдавшие пять экзаменов (два обязательных и три по выбору), направят свои данные (по почте, по факсу, по электронной почте) в любые вузы страны. Вузы, получив эти данные, введут их в компьютер. После этого вся информация попадет на общероссийский портал, где можно будет найти все вузы, число бесплатных бюджетных мест в них, фамилии абитуриентов и их баллы. Красная черта разделит тех, кто на данный момент времени попадает на бесплатные места, и тех, кто сейчас на них не проходит по конкурсу. Ситуация будет меняться весь июль, пока вузы будут принимать результаты ЕГЭ. 31 июля наступит «час Х» — вузы подведут итоги, остановят прием сертификатов, сообщат о результатах ребятам. Кто-то будет учиться бесплатно, кто-то может доплатить за учебу, кого-то не возьмут в этом году вовсе. Тогда ЕГЭ придется пересдавать на следующий год.

Как объяснил Филиппов, чтобы вообще иметь доступ к высшему образованию, выпускнику школы необходимо набрать не менее 40 баллов из ста. Те, кто заработал на ЕГЭ 70 и более баллов, попадут на бюджетные места. Результатов ЕГЭ не будут требовать с талантливых ребят — победителей региональных и всероссийских олимпиад.

Во время Интернет-пресс-конференции, за ходом которой следили в Сети 26 тысяч 522 человека, министру образования задали много вопросов. Один из распространенных: как быть, если, скажем, абитуриента Иванова из Твери приняли сразу в 5 вузов, в том числе и в МГУ? Министр ответил, что тогда Иванову придется определиться со своими приоритетами и привезти до 15 августа оригинал сертификата о сдаче ЕГЭ туда, где он хочет учиться больше всего. Скажем, выберет он МГУ. Тогда в других институтах его фамилию 15 августа вычеркнут, а фамилии других поступающих переместятся за счет убывшего конкурента на пункт вверх. Процедура зачисления в вуз, таким образом, станет совершенно прозрачной. Наблюдать за ней сможет вся страна. А предметные комиссии в это время будут отдыхать. «Правда, уже не на Канарах, а на Соловках, — пошутил Филиппов. — На Канары полететь тогда уже многим денег не хватит».

Ошибаетесь, Владимир Михайлович, Соловки теперь — тоже весьма дорогое удовольствие. А по-нашему, так пусть люди отдыхают где хотят — лишь бы работали честно.

 

Т. ФОМЧЕНКОВ

© МУП "РИА "Йошкар-Ола"
e-mail: newsria@mari-el.ru

Сайт создан в системе uCoz