Назад Домашняя Наверх Вперед

        

 

Еженедельник Йошкар-Ола

№26 (652) от 2 июля 2003 года

Куплей да продажей

торг стоит

Базар, рынок, ярмарка, толкучка... Деловой праздник, корнями уходящий в глубь веков. Именно праздник. Ведь мы идем на рынок не только за покупками, но и людей посмотреть и себя показать. «Встретимся на рынке», «разговорились на базаре», «слышал на толкучке» — звучит обыденно, естественно, привычно. Как привычно и то, что в смутные времена, когда в политике растет напряжение, а экономика хромает, рынки, уличная торговля оживают с невероятной силой, давая возможность одним разбогатеть, другим — выжить. И даже когда наше государство буквально выкорчевывало частника, рынок выжил. Хотя его в свое время окрестили «колхозным», он все же больше оставался частным, был тем единственным местом, где предприимчивые хозяева могли продать плоды своего труда и заработать. У слова «рынок» два понятия: место розничной и оптовой торговли и государственная экономическая система производства и денежно-товарного обмена. В начале нелегкого пути перехода от государственных наемных отношений к рыночным именно рынок, базар сыграл существенную роль, предоставив людям возможность без начального капитала заняться предпринимательской деятельностью. Именно базар снял напряжение растущей безработицы и финансового голода. Он помог многим изменить сознание и сбросить с продавцов клеймо хапуг, спекулянтов, обманщиков. Продавец на рынке, даже если он и не хозяин товара, получая проценты с выручки, заинтересован в бойкой продаже. Поэтому он волей-неволей любит покупателя и не бросит ему пренебрежительно, как еще можно услышать в магазинах: «Не хотите — не берите». Продавец рынка покажет товар лицом и уговорит колеблющегося покупателя приобрести хоть что-то. Уступит в цене копейки, а обоим приятно: продавец горд своей щедростью, а покупатель экономностью. Многие покупатели именно поэтому и любят рынок, ведь торг — это не только экономия, но и удовольствие. А, например, для одиноких пенсионеров возможность пообщаться важнее экономии. К полюбившемуся продавцу они идут даже в том случае, если цены на его товар, в силу каких-то обстоятельств, поднялись.

В чем же сущность современного рынка? Сохранит ли он исторические традиции, сбросив балаганные одежды, укрывшись в красочно-нарядных павильонах и магазинах? Останется ли базар и впредь центром торговли, праздником для горожан, желающих сэкономить, конечно, покажет время. Но окинем взглядом то, что изменилось за десять лет.

Девяностые годы. Предприниматели спешат на рынок занять торговые места в пять утра. Часто эта процедура сопровождается скандалами и драками. Прилавки формируются в основном из деревянных ящиков, складских помещений не хватает, а те, что все же имеются (помните «клетки»?), весной и осенью затапливаются водой. Желающих торговать на Центральном рынке Йошкар-Олы значительно больше, чем его территория может вместить. И городские власти принимают решение снести два дома, вписавшихся в территорию Центрального рынка. Рынок эти площади жадно поглощает, но все равно тесно. Каждое нововведение воспринимается продавцами с надеждой и тревогой: ведь может быть получишь удобства, а может и лишишься торгового места. Особенно беспокоят слухи о привлечении более крупного капитала. К страху потерять работу примешивается боязнь конкуренции с более сильными предпринимателями. Страсти кипят, а администрация рынка начинает строительство, цель которого — обустроить территорию рынка. Построено крыло центрального корпуса, где расположился молочный павильон. Блестят витрины-холодильники, в которых представлен широкий ассортимент масла, сыров, молочных изделий, и слышится традиционно рыночное: «У меня все свежее. Какое вам масло — сернурское, уржумское, яранское или йошкар-олинское?» А вот открыт рыбный павильон, арендованы площади в здании гостиницы «Йошкар-Ола», куда переведена торговля колбасными изделиями. Может быть, такая аренда и не очень выгодна для муниципального предприятия, но это диктуется санитарными правилами. В ассортименте уже 158 видов колбасных изделий. Факт для потребителя отрадный. Увеличили оборот, и затраты окупились.

А сколько слухов было вокруг строительства зеленых павильонов, выходящих на ул. Первомайскую! Одни прогнозировали разорение, другие строили планы с надеждой на ввод иных площадей. Но предприниматели устроились в этих павильонах, и торговля идет бойко. По соседству новые двухэтажные павильоны тоже вот-вот откроют двери покупателям. Вырос новый корпус на месте деревянного ГПТУ-17 и уже готовится к новоселью. Заманивает покупателей широким ассортиментом товаров «Шанхай». Можно ничего не покупать, а просто побродить по базарным лабиринтам и прицениться к чему-то, планируя свой семейный бюджет, договориться с предпринимателями о доставке товара нужного ассортимента и качества.

Центральный рынок все хорошеет, обустраивается, и площадка у гостиницы уже связана с основной территорией проходами, а разношерстные палатки уже почти вытеснены добротными прилавками под высокой крышей. Но, как всегда, наступает новый день, и возникают новые проблемы, которые нужно решать.

Тимур Хабибов

© МУП "РИА "Йошкар-Ола"
e-mail: newsria@mari-el.ru

Сайт создан в системе uCoz